Что собой представляет реструктуризация государственного долга


Реструктуризация государственного долга представляет собой прекращение обязательств по выплатам, в основе которых лежат соглашения, где предусмотрены иные условия по обслуживанию, с последующим погашением задолженностей. Происходит путем частичного списания основных сумм.

Что такое внешний госдолг страны

Согласно определению МВФ – это общий объем текущих, непогашенных обязательств, которые не связаны с какими-либо условиями – «тело кредита», плюс проценты, что были приняты резидентами одной страны относительно нерезидентов.

Внешний долг складывается из государственных, наряду с частными просрочками, при этом наряду с ростом финансовых ресурсов, повышается риск возникновения кризиса в экономике. Суммарный размер самого долга, плюс просроченные выплаты, оказывают значительное влияние на общий рейтинг государства у международной общественности, при дальнейших предоставлениях кредитов. Чем он ниже, тем под более жесткие условия производится выдача новых займов.

Те страны, у которых высокие показатели просроченных выплат, фактически не могут рассчитывать на новые денежные потоки. Единственным возможным вариантом для них поправить свое финансовое положение, становится обращение к ресурсам МВФ и группам Всемирного банка.

Появление просрочек может означать начало переговоров с кредиторами других государств по вопросам возможного урегулирования внешних долгов. Обычно речь идет о принятии определенных мер со стороны заемщика, направленных на ликвидацию задолженности, путем снижения процентных выплат и суммы основного долга.

Что такое реструктуризация внешнего госдолга

Представляет собой одну из форм по реорганизации установленных условий, при этом стороны ведут переговоры относительно отсрочек исходя из основной суммы с процентами, начисление которых наступает в четко установленный срок. Также разрабатывается и подлежит утверждению новый график платежей. При вынесении решения, в расчет принимают финансовое состояние, насколько представительный рейтинг сложился у конкретной страны, обратившейся с просьбой реструктурировать задолженность.

Историческая справка

Российская Федерация получила ВД в наследство, доставшееся после СССР. Исключая Украину, все бывшие республики доверили РФ обслуживать свои внешние госдолги, общая сумма которых на 1993 год достигала порядка семидесяти миллиардов долларов. Достаточно затруднительным представлялось погасить его максимально быстро, особенно при условии значительного сокращения валютной экспортной выручки. По итогам, страна могла каждый год погашать не более, чем 2,5 млрд.

ВД условно делится на:

  • займы от международных компаний (64%);
  • реструктурированные долги СССР;
  • кредиты от банков и организаций России (9 и 12,5% соответственно);
  • облигации в валюте (6%);
  • еврооблигации (8%);
  • субфедеральные ссуды (1%).

Сентябрь 1997 – Правительство РФ подписало во Франции Меморандум по взаимопониманию, посредством которого произошло оформление факта присоединения к Парижскому клубу, как следствие страна получила равные права с остальными участниками. Это стало очередным шагом по интеграции нашего государства в международной финансовой системе.

Пик расчетов погашения задолженности приходится на период 1999 – 2001, что было вызвано наложением новых долгов на старые, еще с советских времен. Полный расчет по ним произошел в 2006, при общем расходе в размере 23,7 млрд. долларов.

Тогда же осуществили платежи согласно плану – 1,3 млрд., с одновременным внесением Внешэкономбанком еще 22,5 млрд., как досрочного погашения.

Внешний госдолг РФ

Образование происходит из-за поступающих в страну ссуд, одновременно появляются обязательства выплатить в срок, вместе с процентами. Если говорить об общей величине мирового долга – порядка 2,4 трлн. долларов, причем в расчет принимают те страны, где валюта не конвертируется, либо имеет ограничения.

У остальных государств отсутствует данная проблема, поскольку располагают возможностью оплатить посредством национальных «денег», производя свободный обмен на иностранные, путем погашения своими внутренними активами. Однако по данным неформального анализа имеют максимально высокие показатели внешнего долга. Как пример, стоит привести США с 7-ю триллионами долларов общей задолженности на 2004 год.

Причем тяжесть (затраты) данного финансового обязательства определяют такие показатели, как:

  • величина;
  • платежи.

Рассматривая ситуацию на примере РФ, отметим, что при общей сумме в 182 млрд. долларов, распределение происходит следующим образом, относительно:

  • ВВП, в соответствии с обменным курсом – 42%;
  • годового экспорта товаров и оказанных услуг – 120%.

По мнению экспертов, этот расчет – свидетельство умеренных показателей, тем важнее и дальше заниматься их урегулированием.

От чего зависит внешний госдолг

Прежде всего, значительное влияние оказывают счета текущих операций или размеры:

  • импорта ввозимых товаров;
  • экспорта – продажи за границу.

Превышение первого пункта свидетельствует о том, что государство живет в долг. Также значение имеют займы, оформленные частными компаниями в зарубежных банках. Составляющих достаточно, главное, четко понимать, какое влияние каждая из них оказывает на итоговое состояние и размещение по всем перечисленным факторам.

Недостатки и преимущества внешнего госдолга

Есть свои плюсы и минусы в наличии данного показателя для страны. Достаточно часто экономисты современности делают акцент именно на негативные стороны, прежде всего при рассмотрении особенностей долговых кризисов в развивающихся либо тех государствах, которые «переживают» переходный этап:

  • тяжесть обслуживания;
  • образование экономических, часто политических форм зависимости от кредиторов;
  • неэффективность использования одолженных финансов.

При этом нельзя забывать следующий факт – практически большую часть железнодорожных путей сообщений России, построили за иностранные займы, аналогичным образом произошел рост промышленности в Америке. В настоящее время почти все новые индустриальные страны самым активным образом пользуются зарубежными капиталами, как дешевым и обильным источником финансирования, что только способствует быстрому увеличению и развитию экономики.

Более чем сложно провести баланс позитивных и негативных аспектов наличия внешнего долга, причем напрашивается вывод о преобладании положительных моментов, особенно когда при недостатке капитала зарубежные заемные средства используют с максимальной эффективностью. Поэтому нет трудностей с обеспечением самого долга, отсутствует зависимость от кредитных компаний.

В связи с вышесказанным стоит отметить необходимость направления одолженных денег не для закрытия «дыр» образовавшегося дефицита государственного бюджета (что было характерно для России в 90-е), а на осуществление долгосрочных инвестиций в экономику. Как результат, это способствует росту поступления иностранной валюты, чтобы направить её на последующую оплату ВД, отвечая – «обслуживание государственного долга – это доход или расход?»

Основные схемы реструктуризации

На этапах решения вопроса, применяют самые разные методы относительно конвертации требований по долговым обязательствам. Предлагаем рассмотреть имеющиеся возможности выйти из кризиса:

  • Списание.

Когда размер выплат, превышает показатели ожидаемой платежеспособности, именно ВД используют как пропорциональный налог, что объясняет перенаправление доходов «побочного» вида не гражданам, но непосредственно кредиторам.

Подобное отношение является дестимулирующим фактором для государства как минимум в 2-х аспектах: уменьшается заинтересованность правительства проводить максимально жесткую экономическую политику, в виде некоторых непопулярных мер. Кроме этого, наличие избыточного «долгового груза» оказывает негативное влияние на общее благосостояние людей, что вызвано увеличением налоговой ноши, при снижении активности инвестиций.

  • Выкуп.

У некоторых стран-должников имеются в активах значительные запасы ресурсов в золоте и валюте либо есть возможность в максимально сжатые сроки нарастить их путем стимулирования экспорта. При этом такими государственными долгами торгуют на рынке со значительным дисконтом, что является наглядным свидетельством опасений инвесторов относительно платежеспособности данного заемщика.

Оптимальным вариантом выхода из подобной ситуации, может стать разрешение выкупать у себя долги, с последующим уменьшением общего объема госдолга, кредиторам не нужно добиваться согласованности решений; дисконт превращает выбранную стратегию в некоторого рода частичное прощение.

  • Секьютиризация.

Сразу отметим, что процедура по досрочному выкупу суверенных ссуд ограничена как позицией, занимаемой кредиторами, также запасами валютного ресурса, доступного конкретному государству. Преодолеть данное условие призван применяемый метод, путем замены на облигации имеющихся просрочек.

Производят указанные действия непосредственно при обмене старых обязательств, либо опосредованно направляя привлеченные через эмиссию средства, чтобы погасить существующий долг.

При проведении торгов на рынке новых бумаг, наделенных меньшим дисконтом, происходит уменьшение общей задолженности. Реструктурирование по данной схеме реализуют добровольно, когда признают приоритетность новых обязательств перед старыми. По-другому снизить долговое бремя, повысить соответственно доходность, не представляется возможным.

Наиболее позитивным для экономики России в целом следует назвать конверсию долга посредством инвестиций. К сожалению, до настоящего момента не решена должным образом задача по привлечению иностранных капиталов в российскую экономику. Безусловным стоит признать следующее обстоятельство – чтобы действительно увеличить приток инвестиций от зарубежных компаний, использовать только конверсионные схемы далеко недостаточно.

Со стороны правительства должна проводиться активная политика, направленная на улучшение климата, способного заинтересовать фирмы из-за рубежа вкладываться в экономику нашей страны. Для этого необходимо обязательно снизить риски, содействовать инвестициям внутри государства, предпринимать попытки вернуть капиталы, покинувшие пределы России.

В связи с более чем проблематичной обстановкой, сложившейся на финансовом рынке РФ, кредиторы не спешат реструктуризировать долги путем их конверсии, что связано с повышением вероятности не получить «живые деньги» согласно указанным срокам. Нельзя не отметить неопределенность перспектив экономики в РФ, которые напрямую зависят от динамичности развития внешних факторов, наряду с успешностью проведенных внутренних реформ.

  • обменивают на акции некоторых национальных организаций (предприятий), поэтому для данного варианта реструктуризация государственных долгов представляет собой возможность для кредиторов получение прав на продажу, с учетом дисконта, использованием национальной валюты, которая затем идет на приобретение акций российских компаний.

Альтернативные варианты управления внешним долгом

Учитывая фактически исполняемый график внесения платежей, проведение реструктуризации, размеры отклонений от первоначальных данных, стоимости долгов (ППСД), становится возможным сформулировать следующие варианты управления ВД, которые отличаются определенными показателями и могут заключаться в:

  1. Отсутствует реструктуризация долга, при соблюдении первоначального графика и равенства выплат.
  2. РД, с согласованием новых схем внесения средств и превышением фактических платежей.
  3. РД и НГП, при равенстве погашения.
  4. РД, НПГ, с уменьшением ФП.
  5. По договоренности с кредиторами производят полное списание, при отсутствии ГП, когда ФП равняется нулю.
  6. Дефолт, без ГП и нулевых ФП.

Возможные пути выхода из долгового кризиса

Если рассматривать разработанные сегодня многочисленные альтернативные стратегии, установленных на управление ВД, наиболее эффективными (минимизируют совокупность издержек, с максимальным сокращением номинальных объемов задолженности, ускорение роста экономики) следует отнести те, которые сочетают первые три, приведенные выше, способа. Это традиционный (классический) вариант, который на практике представляет собой:

  • касательно взаимоотношений с кредиторами, стоит отказаться пересматривать действующий ГП;
  • важно осуществить фактические выплаты, согласно установленному графику;
  • объем платежей – равнозначность чистых выплат – полным;
  • исходя из источников поступления средств – доходы бюджета;
  • виды – наличные деньги.

Для максимального уменьшения бремени в ближайшие годы, совершенно необходимым является возможность представить проведение операции по опережению, которые могут предполагать частичное погашение финансовых обязательств.

Последовательное исполнение на протяжении будущего десятилетия оптимальных видов стратегии по снижению бремени задолженностей, способствует устранению угрозы кризиса. Все это позволяет дать четкое определение реструктуризации государственного долга, это возможность успешного решения денежных проблем, при значительном повышении темпов роста экономики страны в целом.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярные записи

Кредитный калькулятор
Кредитный калькулятор предоставлен сайтом calcus.ru

© 2024 Все о микрозаймах · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru